Городецкий музей народных промыслов встретил своего 10-тысячного посетителя. В бывшем купеческом особняке хранятся несколько сотен раритетных экспонатов. Особую гордость у сотрудников вызывает выставка самоваров. Экземпляры коллекции различаются по форме, весу и статусу. Корреспондент НТВ Виталий Калугин познакомился с тонкостями русского чаепития.
На витринах экспозиции самовары из меди, латуни, никеля и цинка. Городецкий музей самый большой в России. На выставке представлено 400 экспонатов. Все раритеты вполне исправны. Любой можно разжечь и заварить кипяток. Экземпляры коллекции различаются по форме, предназначению и размеру, работают на углях, керосине и электричестве.
Наталия Семисотова, научный сотрудник Центра народных промыслов, ремесел и туризма: «Самый большой самовар в нашей коллекции — трактирный. Он на 53 литра, но они в тоже время и самый маленький самовары.Это самовары-эгоисты на одну чашечку, а есть и действующий самовар на 75 миллилитров».
Из трактирного самовара можно разлить чай сразу в три кружки. У дорожного — открутить ножки и взять с собой в поездку. Самовар под названием «Тет-а-тет» предполагает романтическую встречу.
Самовар дворянский — со львами на ручках. Для персидского шаха — тяжелый, с позолотой. Фарфоровый под гжель — современный подарочный образец. Сегодня такой может приобрести человек среднего достатка. А два века назад символ семейного благополучия стоил баснословных денег.
Наталия Семисотова, научный сотрудник Центра народных промыслов, ремесел и туризма: «В XIX веке самовар стоил 25 рублей. Изба в деревне стоила 13 рублей, а корова — от рубля до пяти. То есть вот можно сказать, что вот этот небольшой самовар это как бы вот целое, ну, небольшое стадо коров.
Моторист теплохода Владимир Кумов пришел в музей задолго до открытия. Для десятитысячного посетителя сделали исключение. На выставке он впервые увидел самовары из мельхиора и бересты. Оценив сосуды в форме водочной рюмки и пивного бочонка, моторист отозвался о предмете застолья с особой душевной теплотой.
Владимир Кумов, посетитель музея: «Садятся за стол, за обед, а тут самовар уже кипит».
Маленькая заглушка на крышке русского самовара когда-то подтолкнула англичан к изобретению самоходной паровой машины, а с медным каретником в походах не расставался ни один российский император.
Правильно растопить самовар — целая наука. Сначала в тулово заливается вода, во внутреннюю жаровню закладываются щепки и длинной лучиной поджигаются. А для хорошей тяги ставится труба.
Здесь не забывают традиций русского чаепития. Для растопки лучше использовать сосновые или еловые шишки. Кипятить воду надо недолго: до пузырьков и насыщения кислородом.
Заваривать чай лучше из трав, как это делают супруги Курицыны. Они познакомились за чаепитием 55 лет назад. С тех пор они неразлучны, а тот самовар на почетном месте во главе семейного стола.