Вот тут про технологию изготовления самовара в самом низу http://www.samovar.org.ru/forum/8-99-1 Известно, что на крупные самоварные заведения и фабрики XIX века работали ремесленники-избачи, изготовлявшие отдельные части самовара. Были случаи, когда целые деревни осваивали какую-то определенную узкую специальность самоварщика. Каждую неделю избачи-слесари, наводильщики, литуны (литейщики) везли в город на фабрики свои изделия. Чаще всего от хозяев они получали материал, необходимые инструменты и даже образец, «фасон» стенок - или других частей самовара. Такие ремесленники являлись часто пассивными исполнителями. Подобных было немало и среди тех, кто работал на самой фабрике. Как правило, большинство из них исполняли простейшие формы, например, очень распространенную в конце XIX начале XX века „банку" цилиндрический самовар. Фабрики занимались в основном сборкой и окончательной отделкой продукции. При массовом производстве лицо мастера, а порой и фабрики, стиралось. На самоварах чаще ставилось клеймо владельца фабрики или заведения.
Даже при массовом выпуске самоваров установившейся или наиболее популярной формы бывает не очень легко найти “близнецов”, так как в том или ином образце чуть-чуть меняются пропорции, носик делается в виде “конька” или
“копытцем”, на отдушнике вместо круглой крышечки появляется уточка . . . Это меняло
даже стандартный самовар, сообщало ему неповторимость. Всё сказанное относится к массовой продукции. Над уникальными самоварами, а также самоварами, выпускаемыми незначительными сериями, работали большие мастера - медники и серебряники. Некоторые образцы, безусловно, исполнялись по эскизам художников.
В создании любого самовара главная роль принадлежала наводильщику - мастеру, который
выковывал (наводил) “вазу” самовара.
Рабочим местом наводильщика служил деревянный верстак длиною от трех до семи метров, на котором могло уместиться от одного до шести мастеров. Для ковки самовара они пользовались железными наковальнями “кобылинами” в виде длинных брусьев. При создании даже простейшей формы необходимо было иметь не менее трех кобылин: для первых наводов, для закруглений, а также для ковки перехватов, ленточек и прочих деталей. В зависимости от назначения наковальни затачивался ее конец конусом, шаром и т. п. Если же наводильщик делал сложную форму с выпуклостями или гранями, он имел дополнительные кобылины.
Наковальня (весом в полтора-два пуда) устанавливалась на верстаке, мастер на нее усаживался, надевал на конец кобылины лист латуни или меди, свернутый в цилиндр, и начинал орудовать деревянным молотком. Корпус самовара при самой простой форме наводился в двенадцать приемов. Первая операция заключалась в том, чтобы ударами молотка закрепить зубцы соединительного шва цилиндра. Затем заготовку несли в кузницу, где в горне запаивали шов. После этого наводильщик снова, для большей прочности, проколачивал спайку. Каждая операция закреплялась отжигом металла. Так и бегали маленькие мальчики-ученики от мастера к мастеру, из кузницы в мастерскую и обратно. Ковать форму будущего самовара начинали с центра вниз. И постепенно цилиндр превращался то в вазу, то в шар или приобретал форму граненой рюмки. До конца XIX столетия наводильщики делали не только корпус, но и крышки – “круги” и колпачки для трубы. Позже эти детали стали штамповать или отливать.
“Кувшин” самовара также ковали наводильщики. Его соединяли из труб двух диаметров: нижняя часть делалась шире, верхняя - из более толстой латуни - уже. Такие детали, как краны, ручки, часто и опоры основания, делались литыми. Исполняли их мастера другой специальности - „литуны” или литейщики. Отлитые детали, как привило, дополнительно прочеканивались. Для того чтобы медный или латунный самовар защитить от окисления, его лудили внутри - покрывали тонким слоем олова.
Большей частью самовары делались из меди и ее сплавов – латуни или томпака. По сравнению с последними медь более мягкий и менее прочный материал. Для того чтобы изделия были прочнее и дешевле, в самоварном производстве чаще предпочитали медные сплавы. Поэтому красные, то есть медные самовары встречаются реже, чем розовато-оранжевые (томпаковые) и золотисто-желтые (латунные). Самовары из латуни и томпака часто патинировали, и тогда они принимали красивый зеленоватый или коричневый оттенок. Латунь серебрили ртутным или гальваническим способом или покрывали сверху тонким листом серебра (плакирование). Во второй половине XIX века латунные самовары и другие металлические предметы очень часто никелировали. Встречаются самовары из золоченой бронзы, тульской стали, мельхиора (сплава меди с цинком и никелем), чугуна. Много дошло до нашего времени серебряных самоваров. A “Летопись Великоустюжская” сообщает о хрустальном самоваре. Есть сведения о том, что делались самовары и из майолики.