Введение Несколько лет назад у нас на форуме разгорелась война между мной (Igormnk или ИГОРb) и Александром из солнечной Германии smile (Luna или pilot1624) о том кто из Маликовых ставил какое клеймо на самоварах, а именно: Я утверждал что клеймо на крышке - это Николай Дементьевич Маликов, а клеймо на поддоне - это Николай Николаевич Маликов. Пользователь Luna, а сейчас pilot1624 утверждал, что всё наоборот. С тех пор я повидал много самоваров Маликовых и у меня появились новые мысли по поводу нашего спора. Моё мнение в целом осталось прежним, но с небольшим изменением: Изменение клейма с крышки на поддон произошло не во времена смены хозяина фабрики (от отца к сыну), а в другое время и совсем по другой причине. Но к этому вернемся позже.
Сообщение отредактировал ИГОРb - Пт, 15 Янв 2016, 00:04:52
Самоварное производство в Туле в конце 18-го и первой четверти 19-го века
Начнем рассмотрение нашего спора издалека, от истоков. Историю начала производства самоваров начиная с 1778 года можно почитать в книгах о самоварах ("Самовары России" и т. д.). Я не буду много писать про это, потому что эта тема про Маликовых. Я хочу написать о том, КАКИЕ были самовары того времени
Эти картинки я взял из интернета. Это самовары, которые были определены как Лисицыны и не вызывающие сомнения. В целом самовары того времени были довольно просты. Были лёгкие, потому что сделаны из тонкого металла. Медь была дорогой и чай тоже был дорогим удовольствием, поэтому даже самые простые самовары были доступны только богатому сословию. И в то время самовары были так сказать "передовой технологией". Устройство самовара в то время было максимально простым, т. е. самовар состоял из минимального количества деталей. Например тулово с шейкой выколачивались вместе из одного листа латуни. Только во времена Н Д Маликова с 1830-х годов (может он и придумал) шейку стали делать отдельно. И то далеко не все. Только наверное с 1860-х годов уже все фабрики перешли на отдельное изготовление шейки - своего рода эволюция.
Выставка 1829 года. Серебряная медаль Маликова "За Трудолюбие"
В 1829 году произошло знаменательное событие, а именно первая в России выставка мануфактурных изделий. Фабрики и простые мастера со всей России привезли свою продукцию на выставку. Свою продукцию (самовары) привез и один неизвестный никому мастер - Николай Дементьевич Маликов. И ему НЕВЕРОЯТНО повезло отхватить серебряную медаль на этой выставке. НИКТО больше из самоварных производителей никакой самой завалящей медальки не получил. Следующая выставка была только через 7 лет, как и следующий шанс для других производителей самоваров получить хоть какую-нибудь медальку. И вот с этого момента начинается и мой с Луной-Пилотом спор о клейме. Я считаю, что Н Д Маликов, будучи человеком расторопным и сообразительным, использовал свалившийся на него с небес подарок судьбы. Он разместил на клейме своей фабрики изображение заслуженной им медали (имел на это право). Впоследствие это позволило ему выйти в лидеры по производству самоваров. Я помню как мой оппонент Луна-Пилот писал: "...Ну и зачем Маликову ставить изображение медали на клеймо? Он же победитель выставки! Его же и так вся Россия знает! ..." Вопрос: Ну и каким же образом, ВСЯ Россия узнала про Н Д Маликова и что он заработал медаль??? Может в интернете про это писали? - Так вроде бы в те времена интернета ещё не было... А может по радио и телевидению объявили? - так и радио с телевизором тоже не было... А может тогда по телеграфу? - так и телеграфа ещё не было.... Или может в газетах напечатали? - ну может и напечатали в какой-то газете в Питере или Москве. Газеты в те времена тоже были редкостью, да и кто их читал? Большинство населения было неграмотным. Может кто-то и прочитал в 1829 году, но через несколько дней или месяц уже забыл. А самовары Маликова появились в продаже наверное только через годы. Хотя, я думаю знаю КАК вся Россия могла узнать, что КАКОЙ-ТО самоделкин из КАКОГО-ТО города заработал КАКУЮ-ТО медаль. Наверное звонили колокола по всей России, собирали народ к церкви и объявляли про Николая Дементьевича Маликова, о том что он заработал малую серебряную медаль на выставке... А иначе как до НЕГРАМОТНОГО населения донести сей факт. А ещё надо бы повторять эту процедуру по несколько раз в год, чтобы народ ПОМНИЛ своих героев. А то ведь неграмотные, и забудут. Или может небеса разверзлись и ГЛАС с неба сообщил эту ВЕЛИКУЮ новость по ВСЕЙ России об этом замечательном человеке. Ну и так же надо было эту процедуру время от времени повторять... :D Ну это примерная версия Луны-Пилота Я же считаю, что всё было несколько иначе: Никто про Николая Маликова нигде не объявлял, колокола в его честь не звонили и небеса не разверзались. И никто про него не знал, кроме, как говорится "узкого круга специалистов". Разместив изображение медали на клейме, Маликов сделал ОЧЕНЬ сильный маркетинговый ход. Это позволило ему выделить свою продукцию среди прочих самоварщиков. И продавать самовары дороже, чем другие производители при одинаковой себестоимости. Впоследствие Н Д Маликов с сыном наводнили Россию очень качественными самоварами разных форм. Другим производителям самоваров оставалось только локти кусать от досады в течение долгого периода времени. Мы все знаем как самоварные фабрики до 17-го года набивали медали где только могли для привлечения внимания и увеличения продаж. А господин Маликов был !ОДИН! самоварщик на всю Россию с медалью в то время. И он мог снимать САМЫЕ-САМЫЕ сливки. Я думаю, что Николай Маликов продавал свои самовары по более дорогой цене, чем другие производители. Медаль "За Усердие" ОЧЕНЬ этому помогала. Это позволило ему при таких же затратах на рабочую силу как у других производителей, сделать свои самовары более толстостенными, т. е. более качественными и не потерять в прибыли. К тому же получая СУПЕР прибыль Николай Маликов мог переманивать к себе (или перекупить) самых лучших мастеров с других фабрик. Плюс, самовары Н Д и Н Н Маликова по красоте и чистоте работы с металлом всегда были впереди на "пол корпуса - корпус", чем другие производители. Другими словами, если оценивать самовары по 10-ти бальной шкале, то Маликовы были 10 из 10-ти, а другие фабрики были максимум 9 - 9.5 из 10-ти. Ну, за исключением заказных самоваров, в таких исключительных случаях фабрики из кожи вон лезли и могли сделать по высшему разряду.
Самоварное производство в Туле во второй четверти 19-го века.
Вот теперь я хочу показать совершенно новый подход к моему спору с Луной-Пилотом. Я хочу рассмотреть самовары ВСЕХ тульских фабрик, работавших во второй четверти 19-го века. Точнее даже не всех, а ТЕХ, чьи годы существования в обозначеный период времени подтверждены документально. И ВЫ можете сами провести СВОЁ собственное исследование. В первую очередь следует начать с обновленного каталога клейм новой книги по самоварам. Следующим этапом будут фотографии множества самоваров обозначенных фабрик, которые можно найти в сети. Я по образованию математик, и моя идея о разрешение моего с Луной-Пилотом спора чисто математическая: А давайте посмотрим на самовары (не самые дешевые и простые, а среднего качества и выше) от других производителей рассматриваемого периода времени и сравним их сначала с самоварами Н Маликова с клеймом на крышке, а затем, с самоварами Н Маликова с клеймом на поддоне. В целом, исходя из МОЕГО личного опыта, самовары обозначенного периода времени не сильно разнообразны. Фабрики имеют несколько разных форм (до 5-ти - 10-ти) и несколько разновидностей комплектующих. Моя идея заключается в том, что .... Я могу совершенно ОДНОЗНАЧНО утверждать, что лучшие самовары Маликова с клеймом на поддоне на голову (или на порядок) превосходят лучшие самовары с клеймом на крышке. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, самовары с клеймом на крышке более ранние и стоят на ранней ступени самоварной эволюции, чем самовары с клеймом на поддоне.
В этой главе я хочу обозначить причины для смены клейма. Странно, но в литературе по самоварам ничего не написано про второстепенный рынок Б/У-шных самоваров. Все пишут про фабрики поставлявшие НОВУЮ продукцию, но нет информации про торговлю подержаными самоварами. Ни у кого не вызывает удивление торговля подержаными машинами, или подержаной бытовой техникой, но про торговлю подержаными самоварами в царское время почему то ничего не пишут. А надо бы. Ведь по существу подержаных самоваров всегда больше, чем новых. Запас прочности у них был ОГО-ГО! Особенно у Маликовских. Передавались из поколения в поколение и все время использовались. Ну и стоили наверное не намного меньше новых самоваров. А вот предствьте ситауцию: Я получил в наследство от батюшки самовар Маликова в хорошем состоянии. Но мода на такую форму уже прошла и я хочу купить себе новый самовар и продать старый. Я приношу самовар скупщику, а он мне даёт за него цену, как за простую банку. Я возмущаюсь: "Как так? Это же сам Маликов!" А скупщик в ответ "А я почем знаю что это Маликов??? Клеймо-то, батенька, у вас стёрто!... Ну да, какие-то буковки там виднеются, но клеймо не читаемо. Мои покупатели, мне что, на слово поверят, что это Маликов? Вот вам денюжка как за хороший самоварчик неизвестной фабрики... И никто вам больше не даст..." Это как собраться продавать хороший Лексус, а вам за него дают только цену, как за подержаную Хундай. С точки зрения продажи новых самоваров, проблем с клеймом на крышке никаких нет, и поначалу наверняка всё шло довольно гладко. Но специфичность Маликовского клейма, выдавленного наружу, делает его очень неудобным для Сэконд Хэнд продажи. При систематических чистках это клеймо напрочь стиралось. Мы все знаем, что стёртое в ноль клеймо на Маликовском самоваре - это обычное дело. Читаемое Маликовское клеймо на крышке встречается довольно редко, да и то, большей частью у нас на западе. Где самовары не используют, а только для декоративных целей. Наверняка фабрика Маликова получила много жалоб на своё клеймо. С другой стороны, из-за особенностней клейма, было необходимо крышки делать литыми, а это нерациональное использование металла. Нагрузки на крышку никакой нет, но если крышки выдавливать или выколачивать, то из-за специфики клеймения металл либо разорвется, либо очень скоро при чистке сотрется до дырки в месте клеймения. И ПОЭТОМУ, следующее клеймо, пришедшее на смену клейму на крышке, сделали ТАКИМ, что его просто невозможно вывести или затереть. Наверное только на точильном станке, сточив 1-2 милиметра металла И отпала необходимость в литье крышки - экономия металла. В это время (середина 19-го века) фабрика Маликовых была известна по всей России и за её пределами. И не за то, что в каком то 1829 году основатель фабрики получил какую-то медаль. А в первую очередь из-за своей продукции. Фамилия Маликов была уже у всех на слуху и вот в это время уже не было надобности в изображении медали на клейме. К тому же другие фабрики начали массово этим заниматься - набивкой медалей на своих самоварах.
А вот теперь я хочу выдвинуть идею о том, КОГДА было изменено клеймо с крышки на поддон. В некоторых источниках написано, что фактическим владельцем и управляющим фабрики уже с конца 1840-х годов был Н Н Маликов. Поэтому, когда произошла ОФИЦИАЛЬНАЯ смена владельца (от отца к сыну), то это никак не отразилось на производстве. И для Н Н Маликова не было причин для изменения клейма. Я считаю, что клеймо было изменено в другое время. А сейчас, ВНИМАНИЕ!!! Я озвучу причину для изменения клейма. До этого момента никто ещё про это не писал. Причина для смены клейма была не в смене владельца, ПРИЧИНА заключалась в ПЕ-РЕ-ХО-ДЕ на выпуск новой продукции! В кардинальных изменениях в работе фабрики и освоении новых технологий и новых форм. Я не понимаю, почему раньше никто про это не писал и не обращал внимание. Ведь по существу, если отбросить весь навес на самоваре и оставить только тулово, то совершенно ОЧЕВИДНО, чтоМаликов с клеймом на крышке и Маликов с клеймом на поддоне - это две разные фабрики с разной продукцией! Если БЫ клеймо было изменено при смене владельца, то мы бы встречали самовары одинаковой формы тулова с клеймом то на крышке, то на поддоне. Причем это было бы совершенно обыденным делом. А самовары ведь РАЗНЫЕ!!! Они отличаются даже не по другим формам тулова. На самом деле различия более глубокие. Они отличаются в первую очередь по ЧИСТОТЕ работы с металлом. ЛУЧШИЕ самовары с клеймом на поддоне уже на целый порядок превосходят ЛУЧШИЕ самовары с клеймом на крышке. Мне в голову приходит только одна форма, на которой встречается клеймо на поддоне и клеймо на крышке - это кратерок с приплюснутым низом. Клеймо на поддоне ознаменовало переход фабрики на более высокий уровень самоварного мастерства, более высокий уровень в обработке металлов. Лучшие самовары с клеймом на поддоне просто совершенны! Это был следующий шаг в эволюции. ВОЗМОЖНО, переход на новое клеймо был постепенным: НОВЫЕ формы самоваров клеймили НОВЫМ клеймом, а на старые модели продолжали ставить клеймо на крышке. Как долго продолжался выпуск старых форм? Боюсь этого не узнать. Пока был спрос на старые модели и были мастера набившие руку на этих формах, то не было причины отказываться от их производства. Я считаю, что вполне вероятно, что клеймо на крышке оставалось на старых формах вплоть до закрытия фабрики. В этой точке я соприкасаюсь с версией Луны-Пилота, что у Н Н Маликова было клеймо на крышке. Но только на старых моделях! И теперь возникает вопрос: КОГДА сие событие произошло? Точного ответа на этот вопрос у меня нет. Я обращусь к статье Бритенковой: В 1864 г. Н.Н.Маликов выстраивает новый фабричный корпус – каменное двухэтажное здание, в нем теперь располагаются не только горны для пайки, но и литейная мастерская. Ранее Маликовы, как и многие другие самоварные фабриканты, заказывали литье у других мастеров, теперь Николай Николаевич мог и контролировать процесс литья, и увеличивать вариативность литых деталей – практически весь производственный цикл изготовления самовара с этого года был сосредоточен в одном месте. Появилась возможность увеличить число изделий, не теряя в качестве и чистоте отделки, которой так славились Маликовские самовары. Я считаю, что клеймо на поддоне появилось в период с середины 19-го века (примерно 1850 г, +-) по 1864 год. Самовары Николая Маликова с клеймом на поддоне отличаются большой вариативностью литых комплектующих, и это стало возможным благодаря СОБСТВЕННОЙ литейной мастерской, выстроенной, как мы видим в 1864 году.
Сравнение самоваров Маликовых с клеймом на крышке и на поддоне.
А теперь поговорим непосредственно о самоварах. В этом параграфе я хочу сконцентрироваться на ДЕТАЛЯХ (комплектующих) самоваров. Дело в том, что (я так считаю) самовары Н Н Маликова (клеймо на поддоне) относятся уже к следующему поколению технологий. Таких технологий во времена Н Д Маликова (скажем до 1850 года) даже не существовало. Или НЕ БЫЛИ известно в Туле. Начнем рассматривать самовар снизу вверх. Возможно что то из нижеперечисленного и было в ходу до 1850 года, но встречалось очень редко и было скорее экспериментами фабрик.
На самоварах Н Д Маликова (клеймо на крышке) встречаются ножки только в виде катушек. У меня есть один самовар Маликова с клеймом на крышке на лапах, но это по всей видимости был экспериментальный вариант, не получивший применения на фабрике. Эти лапы сильно отличаются от лап, используемых на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне). Какие-то там лапы на самоварах первой половины 19-го века время от времени встречаются, но были как правило на эксклюзивных, дорогих самоварах. А на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне) встречаются отцовские катушки и две разновидности лап. На фабрике Н Н Маликова (клеймо на поддоне) эти львинные лапы были налажены на поток. Если посмотреть другие фабрики из периода 1850-1880 годов (А Г Соколов, Гаврила Ефимов, Сомовы и другие), то мы увидим львинные лапы на их самоварах. С другой стороны для самоваров первой половины 19-го века лапы не характерны.
1Б. Способ крепления лап к поддону.
Я не знаю имеет ли это значение, но я обратил внимание на то, что лапы на самоварах Н Н Маликова крепятся к поддону на болтах или шурупах под плоскую отвертку. Это был распространеный вид крепления для ручек, но не для ножек, насколько я могу судить из своего опыта. Делали ли так в первой половине 19-го века? Не знаю, но с 1850-х видно делали.
На самоварах Н Д Маликова (клеймо на крышке) было всего три разновидности шейки. По одной на каждый тип поддувала: безподдувальный, поддувальный, двухподдувальный. Просечка была такая же как и на конфорках. На самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне) встречаются отцовские шейки (кроме двухподдувальной; лично Я никогда не видел двухподдувального Маликова с клеймом на поддоне) и совершенно другие по форме шейки. Была ещё одна простая и 4 минимум сборные. На дорогих самоварах Н Н Маликова (с клеймом на поддоне) ставилась сборная шейка, состоящая из двух частей. Вот это тоже было новшеством не характерным для самоваров первой половины 19-го века. Скажем, на самоварах конца 19-го века и даже начала 20-го сборная шейка была уже обыденным делом. На самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне) такая шейка стягивалась болтом проходящим через колосник и соединяющая таким образом тулово, шейку из двух частей и поддон с навесом на него (зольник, ножки). Такую же конструкцию я видел несколько раз на самоварах других фабрик 1850-х годов и позже.
Принято считать, что у Н Д Маликова (клеймо на крышке) была только одна стандартная крановая пара (встречаются несколько небольших отличий на самих кранах). Но у меня несколько иное мнение, об этом я напишу ниже. Как я уже писал (ссылаясь на статью Бритенковой) Маликовы обзавелись собственной литейной мастерской в 1864 году. Я думаю, что они освоили в этой мастерской производство перекидных краников. Перекидные краны обычно были комплектующими для дорогих самоваров (Москва, Питер, Польша) и почему то только у Маликовых они встречаются массово. Точнее только на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне). И я встречал 3-4 разновидности таких краников. Я сильно склоняюсь к версии о том, что Н Н Маликов (клеймо на поддоне) сам освоил производство этих краников потому, что эти перекидные краны Маликов не стесняясь ставил на самовары довольно простых форм. У меня в коллекции есть банка и капля (кувшин) с перекидными ключами. Я также видел кастрюльку Маликова с перекидным ключом. Довольно простые формы! А навес серьёзный.
Ещё я хотел бы обратить внимание на одну деталь о перекидных кранах. Я ради интереса посчитал количество деталей на одном таком кране. Не считая репейка и дерева, получилось 9 деталей. 9 деталей! Подумайте только! Я считаю просто невероятным, чтобы такие по сложности краны были в ходу в первой половине 19-го века, т. е. во времена Н Д Маликова.
3Б. Обычная крановая пара.
Помимо перекидных кранов, на самоварах Маликова с клеймом на поддоне встречаются и типичные отцовские крановые пары. НО.... Принято считать что у Маликовых было всего 2-3 разновидности обычных похожих друг на друга крановых пар. Я так не считаю. Время от времени, точнее даже ЧАСТО чтобы быть просто случайностью, на самоварах Н Маликовых (особенно с клеймом на поддоне) встречаются не типичные крановые пары. "Эксперты" (в частности Pilot-Luna) тут же объявляют их инородными, снятыми с самоваров других фабрик. В некоторых случаях это конечно же так и есть. Но если взглянуть с другой стороны, и спросить себя А ПОЧЕМУ на самоваре с малым износом вдруг заменена крановая пара? Причем заменена так, что и носа не подточишь... Я понимаю замена ключа взамен утерянного или сломанного, но кран, кран... !!! Сам краник меняют исключительно редко. Это может быть вследствие износа или механического повредения. Но в этом случае будет видно, что самовар побывал в какой то передряге. Но Маликовский самовар в отличном состоянии и не типичной крановой парой явление довольно распространенное. Я бы сказал примерно 1 из 10.
Я считаю, что крановые пары Маликовых (особенно с клеймом на поддоне) гораздо более разнообразны, чем принято считать. Нельзя быть ЛУЧШИМ производителем самоваров в течение долгого времени просто так. Нужно всё время экспериментировать с формами и комплектующими, выбирать те, что покажут себя лучше. Именно поэтому (я считаю) время от времени попадаются Маликовские самовары с нестандартным навесом (в том числе с не знакомыми крановыми парами) и несложными, но редкими формами. Это были своего рода эксперименты, которые не вошли в массовое производство.
Ручки на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне) поражают своим многообразием и красотой исполнения. Если на самоварах с клеймом на крышке встречается всего 2-3 разновидностей ракушки (включая одну разновидность для походника) и одна разновидность ручек для более простых самоваров, то на самоварах с клеймом на поддоне разных ракушек встречается уже не менее десятка. Причем так же, как и в случае с перекидными краниками, Н Н Маликов (клеймо на поддоне) не стесяясь лепит их на простые формы самоваров. Скажем, на самоварах с клеймом на крышке (Н Д Маликов), я припоминаю только две разновидности форм (наверное самые лучшие) на которые ставились ракушки. Все это говорит о том, что у Н Н Маликова (клеймо на поддоне) было своё собственное литейное производство ВЫСОКОГО художественного уровня. Этим и объясняется большое разнообразие красивых ручек в форме ракушки.
У Н Д Маликова (клеймо на крышке) в принципе было всего две разновидности круга (хотя может я и не прав, я опираюсь на свой опыт): дешевая и более дорогая. Более дорогая была в виде вогнутых кружочков по периметру. У неё была одна подразновидность для более маленьких самоваров. У меня есть они обе. У Н Н Маликова (клеймо на поддоне), помимо простой разновидности, встречается ещё 4-5 разновидностей кругов для более дорогих самоваров. А может и больше. Включая сборный круг для просто ромашек и вогнутых ромашек, т. е. для тех самоваров, у которых была сборная шейка (рассматривалась выше). Опять же, это указывает на более широкие возможности производства у Н Н Маликова (клеймо на поддоне), чем у его отца.
Здесь особенно нечего рассказывать. Крышка у Н Д Маликова (клеймо на крышке) всегда была стандартная, только одной разновидности: литая, а затем точеная. Ну за исключением походников разумеется. Крышки у Н Н Маликова (клеймо на поддоне) были нескольких видов: были отцовские литые, были выдавленные на прессе, были выколоченные. Ну и соответственно более разнообразные. Если отцовские крышки ОБЯЗАТЕЛЬНО должны были быть литыми из-за клейма на крышке, которое выдавливалось наружу, то в случае с клеймом на поддоне, такой необходимости в литье не было.
Здесь, в разделе о крышках, я хотел бы указать ещё на одну деталь: ХВАТКИ. А точнее даже не хватки, а дерево на них. На самоварах Н Д Маликова (клеймо на крышке) было простое дерево, которое использовалось везде в Туле. А вот на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне) помимо обычного дерева уже встречается черное дерево (эбен? или что-то ещё?), причём ОЧЕНЬ специфической формы.
Здесь я вижу два нововведения, которые использовал Н Н Маликов (клеймо на поддоне), поэтому будет 7А и 7Б.
7А. Просечка на конфорке.
На самоварах Н Д Маликова (клеймо на крышке) использовались литые конфорки с просечкой следующего типа: 3 или 4 просечки (в зависимости от размера конфорки), затем сплошной металл, затем опять просечки. Такая же схема была обычной и на других тульских фабриках первой половины 19-го века и ранее. Разве что на заказных самоварах встречались конфорки с просечкой по всему периметру. Но вот на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне) мы видим (помимо отцовских конфорок) и другую разновидность: просечки по всему периметру конфорки. Такая схема стала массово использоваться и на других фабриках с середины 19-го века и до революции.
7Б. Конфорка, вставляющаяся в кувшин.
Вот это было также НЕЧТО, ранее совершенно невиданное! И также, получившее применение на других фабриках, вплоть до революции. Такие конфорки мы видим на обычных и вогнутых ромашках. Как Н Н Маликова (клеймо на поддоне), так и других производителей второй половины 19-го века.
Помимо отцовских и вышеперечисленных конфорок у Н Н Маликова (клеймо на поддоне) встречаются и другие по форме конфорки. Выколоченные. Но просечка остается стандартной Маликовской.
Насколько я знаю, заглушка на кувшин - это позднее изобретение и на самоварах первой половины 19-го века как правило не встречается. Заглушки на самоварах Маликовых встречаются редко. Может были утеряны, или не всегда были в комплектации. Что касается самоваров с клеймом на крышке (Н Д Маликов), то мне не встречалось ни разу самовара с заглушкой, про которую можно было бы однозначно сказать, что она родная для этого самовара. А вот на самоварах Н Н Маликова (клеймо на поддоне), на тех, у которых конфорка вставлялась внутрь кувшина, заглушка тоже вставлялась внутрь кувшина и здесь сомнений в принадлежности к самовару как правило нет. У меня есть ромашка Маликова с клеймом на поддоне и с заглушкой вставлявшейся внутрь. Сомнений в оригинальности этой заглушки нет никаких!
Казалось бы, ну что такого в трубах? А что-то всё таки есть. На своём веку я встречал много самоваров Маликова с клеймом на крышке, но все почему то без труб... Пару раз видел с трубами, но там скорее был подбор. В то же время на самоварах Маликова с клеймом на поддоне трубы - это обычное явление. Причем трубы вставляющиеся в кувшин, томпаковые и не вызывающие никакого сомнения к принадлежности фабрики Маликова. Вот вам и ещё один довод: Трубы на самовар - это более позднее изобретение. Их стали ставить с середины 19-го века.
Самая занимательная часть самовара для коллекционеров .
Из самоваров Н Д Маликова (клеймо на крышке) я бы выделил всего штук 5 достойных форм, плюс походник (три из них, включая самую лучшую, и походник у меня есть). И только одна форма действительно сильная. Она сравнима (но уступает) с лучшими самоварами Н Н Маликова (клеймо на поддоне). А вот самовары Н Н Маликова (клеймо на поддоне) гораздо более разнообразны. Лучшие его формы по своей совершенности уже на порядок превышают достижения отца. Сильных форм (соответствующей одной лучшей форме отца) у Н Н Маликова уже минимум 10.
Если взглянуть со стороны на самовары Маликовых с клеймом на крышке, а потом на самовары с клеймом на поддоне, то совершенно очевидно, что самовары с клеймом на поддоне были изготовлены с применением более продвинутых технологий и на более профессиональном уровне. Также очевидно, что это результат ПРОГРЕССА в технологиях обработки металлов. Я не хочу никому навязывать свою точку зрения и притягивать за уши какие-то там факты. Этот "очерк" написан мною на основании моих размышлений. Я предлагаю ВСЕМ (совместно) кому интересна данная тема, провести небольшое исследование, а именно:
1. Собрать в одном месте фотографии самоваров Н Маликова с клеймом на крышке. 2. Собрать в другом месте фотографии самоваров Н Маликова с клеймом на поддоне. 3. Собрать в третьем месте фотографии лучших самоваров, подтвержденных документально тульских фабрик, работавших во второй четверти 19-го века. 4. Собрать в четвертом месте фотографии лучших самоваров, подтвержденных документально тульских фабрик, работавших в тратьей четверти 19-го века.
5. Поочередно сравнить пункты 1 с 3 и 2 с 3, а затем 1 с 4 и 2 с 4.
Сделайте свои выводы!
Для меня совершенно очевидно, что самовары Маликова с клеймом на поддоне НИКАК не соотносятся с самоварами тульских фабрик второй четверти 19-го века. Это как реактивный самолет сравнивать с кукурузником, или современный смартфон с сотовым телефоном начала 90-х (в виде кипича). Разница огромна!
С другой стороны самовары Маликова с клеймом на крышке, в целом безусловно лучше, но вполне сравнимы с самоварами второй четверти 19-го века. Вот именно поэтому (ну и по другим причинам тоже ) я и отношу самовары с клеймом на крышке к Николаю Дементьевичу Маликову, а самовары с клеймом на поддоне к его сыну Николаю Николаевичу Маликову.
Если обобщить вышеизложенное, тогда по версии Пилота, фабрика Николая Маликова в 1830-1850 г. производила просто НЕВЕРОЯТНЫЕ по сложности самовары. В то же самое время вся остальная Тула дружно сосала лапу или что-то другое. Мастера жили в одном городе, работали на одной улице, женились там, и т. д. и т. п. А вот самовары подобные Маликовским не могли делать в течение 25-ти лет! Но с официальным изменением вледельца, и по версии Пилота изменением клейма, ситуация повернулась в противоположную сторону. Теперь уже Маликовы разучились делать свои знаменитые формы самоваров и скатились на целый порядок ниже. В тоже время остальные фабрики в Туле начали клепать ромашки и другие подобные лучшим Маликовским формам самовары. Очевидно же, что в этой версии концы с концами не сходятся.
Я ПРЕДПОЛАГАЮ, что версия Пилота основывается на том факте, что ранние Ваныкинские самовары имеют много общего с Маликовскими самоварами с клеймом на крышке. Так и есть. Но этому есть простое объяснение. Но до того, как это изложить, я хочу написать ещё одну главу про продажу фабрики Маликовым Ваныкину.
Покупка Егором Ваныкиным фабрики Николая Маликова. Что же на самом деле произошло?
В самоварной литературе написано, что в 1882 году Егор Ваныкин купил фабрику Николая Маликова. Мы воспринимаем это как ФАКТ и совершенно не задумаваемся о логике. Я предлагаю взглянуть на эту сделку под другим углом, с другой точки зрения.
Скажем, как бы вы отнеслись к новости в газете или по телевидению о том, что, скажем: "Мелкий предприниматель, владелец маленькой автомастерской в Тольятти, Василий Пупкин купил завод Лада...." Ха-ха-ха, посмеялись, ну на первоапрельскую шутку тянет.
А теперь вернёмся к нашему Егорке Ваныкину: какой-то мелкий кустарь из Тулы КУПИЛ одну из самых знаменитых и больших самоварных фабрик России того времени....
ХА-ха-ха.... тоже похоже первоапрельская шутка...
Или может быть он был подпольным милионером, или казну грабанул, или может быть он внебрачный сын императора? :)))
В этой истории, так же как и в версии Пилота, концы с концами не сходятся. Так давайте разберемся, ЧТО ЖЕ, на самом деле купил Егор Ваныкин.
Вернёмся на несколько лет назад до этой сделки по продаже. Вопрос о продаже фабрики конечно же не был внезапно пришедшим в голову решением. Я предполагаю, что у Николая Маликова не было наследников желающих и/или способных заниматься семейным бизнесом. Поэтому встал вопрос о продаже фабрики. А теперь давайте посмотрим что за активы были у фабрики Маликова.
1. Магазины в Питере и/или Москве 2. Новый фабричный корпус с литейной мастерской, горнами для пайки, и т. д. построенный в 1864 году. 3. Старый фабричный корпус (если был новый, то был и старый ). В этом корпусе вероятно располагалось производство старых самоварных форм. 4. Люди. Мастера работавшие на фабрике. Наверное самый главный актив фабрики.
Наверное были и другие активы, но я всех тонкостей не знаю. Тут другой вопрос: "А что же купил Егор Ваныкин?"
Очевидно, что распродажа фабрики началась ДО сделки с Ваныкиным. И самые лакомые куски получил кто-то другой. Вот этот фабричный корпус, где было производство САМЫХ САМЫХ крутых самоваров, наверняка купил кто-то из других крупных производителей. Да и мастеров работавших там тоже кто-то переманил. Все самые вкусные куски ушли к тем покупателям, кто мог много заплатить.
А вот когда от козлика остались рожки, да ножки - старый цех с производством старых самоварных форм, наверное работники занятые на старом производстве, вот это и было, что купил Егор Ваныкин. Ну и пару медалек, тоже никому уже не нужных, он тоже наверное получил в качестве бонуса в 1880-х годах уже практически все крупные самоварные фабрики имели в своём активе различные медали. Ну и зачем им медали заработанные теми людьми, которые уже давно умерли? А Егорке Ваныкину сгодились - он их стал набивать на поддон до тех пор пока не заработал собственные
Вот такая сделка уже не смахивает на первоапрельскую шутку.
Сообщение отредактировал ИГОРb - Пт, 15 Янв 2016, 15:37:51
А теперь вернемся к версии Пилота. Как я уже писал ранее, ВЕРОЯТНО Николай Николаевич Маликов продолжал производить старые формы самоваров с клеймом на крышке, поскольку на них все ещё был спрос. Ну и когда Егор Ваныкин "купил" фабрику Маликова, то он получил в своё распоряжение ИМЕННО старое производство. Отсюда и схожесть ранних Ваныкинских самоваров с некоторыми самоварами Маликова с клеймом на крышке.
1. Клеймо на крышке ставилось с момента основания фабрики в 1829 году и вплоть до продажи фабрики Егору Ваныкину в 1882 году. 2. Клеймо на поддоне появилось примерно в середине 19-го века и ставилось вплоть до 1880-1882 года. Я указываю 1880 год, поскольку фабричный корпус с производством самоваров с клеймом на поддоне был продан ранее кому то другому (не Егору Ваныкину).
В "обсуждениях Очерка" Пилот навел меня на пару моментов, которые я упускал из виду. Поэтому следуют немного подкоректировать очерк.
1. В чем я считаю, что я НЕ ошибаюсь: - в том, что изменение клейма, это не измение владельца, а переход на выпуск новых самоварных моделей. - в том, что клеймо на крышке ставилось с момента открытия фабрики в 1830 и вплоть до продажи в 1882
2. В чем я МОГУ ошибаться: - в датировке появления клейма на поддоне. Я считаю, что это примерно середина 19-го века. Но наверняка я думаю сказать невозможно. - в датировке прекращения клеймения на поддоне.*****
*****Вот здесь Пилот натолкнул меня на другую мысль. "...В 1879 году Н Н Маликову было уже 70 лет..." Я поискал по интернету и узнал, что средняя продолжительность жизни в России в царское время была очень низкая, в начале 20-го века 33 года, а во времена Н Н Маликова и того меньше. По меркам 19-го века 70 лет - это древний, еле живой старик. А он продолжал ещё руководить фабрикой. Даже в наше время 70 лет - это преклонный возраст. Вероятно давалось ему это очень тяжело. Чтобы быть лучшей фабрикой, нужно быть энергичным руководителем, но возраст берет своё и от этого никуда не деться.
ПОЭТОМУ, вероятно продажа нового фабричного корпуса (где было сосредоточено производство новых моделей самоваров) была осуществлена ДО 1880-1882 года. Когда здоровье уже не позволяло быть всё время впереди всех. Предполагаю в связи со своим возрастом и состоянием здоровья Н Н Маликов стал специализироваться больше на более простых формах самоваров.
Сообщение отредактировал ИГОРb - Вс, 17 Янв 2016, 15:14:22