admin |
Дата: Ср, 03 Апр 2013, 12:27:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 73
Статус: Offline |
«отЧАЯнные истории» Все о чайниках и чае или…Где и как живет чайник I Всероссийский выставочный проект «История вещей» ( 09. 04. – 14. 06. 2013 г. ) 9 апреля 2013 г. в 16.00. в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов РФ (Леонтьевский переулок, д.7) состоится открытие первой выставки в рамках I Всероссийского проекта «История вещей» - «отЧАЯнные истории». Фонд НХП РФ начинает цикл выставок, посвященных истории вещей, окружающих жизнь и быт человека. Первая выставка посвящена уникальному культурному и историческому явлению – чайнику, его появлению в разных странах и метаморфозам, происходившим с ним на протяжении всей истории существования. Впервые будет представлена коллекция чайников, выполненная только в металле. И, конечно же, экспозиция поведает об удивительных историях и приключениях, происходивших с этим замечательным предметом. У чайника длительная и занимательная история и связана она с известным и прекрасным напитком – чаем. Прародителями чайника можно считать китайские хо-го и японские котлы, представляющие собой металлическую чашу, установленную на поддоне, в котором находились раскаленные угли. В 14 в. появляются первые чайники, а в 16 в. в Японии возникает настоящий культ чая, приведший к возникновению индустрии производства чайников. В Европе чайники появились только во второй половине 17 в., благодаря голландцам, имевшим торговые связи с Китаем. В конце 18 в. чайник приобретает все свои основные черты, которые мы видим и сегодня. В России чай появился в начале 17 в. и как напиток долго не приживался. Его употребляли как лекарство. Традиции чаепития сложились только к середине 18 в. Первые русские чайники изготавливались из серебра, латуни и меди. Чайники отличались от самоваров-чайников, самоваров-кухонь, самоваров-сбитенников и самоваров-кофейников отсутствием внутри сосуда жаровни, трубы и поддувала. Металлические чайники, как и самовары были настоящими произведениями искусства, поэтому выпускались в небольших количествах и стоили дорого. Постепенно чайник, как и самовар, становится своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения, а в настоящее время - предметом коллекционирования. И самовары, и чайники различались на каждодневные, парадные, дорожные, солдатские, чайники для одиноких (солитер) и для двоих (тет-а-тет). Самые близкие родственники чайника – сбитенник и бульотка (от французского buillotte), т.е. маленький чайник, грелка. Бульотка использовалась для кипячения небольшого количества воды непосредственно на столе на спиртовой горелке. Воду в бульотку, как правило, наливали уже горячей. Выставка условно состоит нескольких равнозначных частей. Одна из них посвящена странам бытования чайника: Китай, Япония, Непал, Индия, Бирма, о.Бали, страны Европы и, конечно же, Россия. Экспозиция охватывает период с 17 в. по 21 в. и рассказывает о всем многообразии этих уникальных водонагревательных сосудов ( экспонаты из коллекций А.В. Быкова, С.В. Сачкова, галерей «Артимекс», «Шон», Калиничева С.П., Орешкина А.Б., Башкина В., Л. Варебруса, народного артиста России Б. Щербакова, музеев Москвы и С-Петербурга и др.). Особый интерес вызывает раздел выставки, посвященный удивительным историям и приключениям чайников. А так же связанным с ними людьми - известными, знаменитыми и не очень. Японская чайная коллекция (17-19 в.в.): чайники, котлы, чаши дошедшая до нас, принадлежала старинному роду самураев Хасэбэ но Нобоцура (чайная школа Урасэнкэ). Дивный чайник-«слон» (Китай, 18-19 в.в.), причудливо и богато декорированный, попал к нам из монастыря Шаолиня. Очень интересны ритуальные чайники – например японский чайник с гравировкой на дне сосуда, дошедший до нас с русско-японской войны 1905 г. Во время закипания воды, гравировка как бы оживала, поднимался пар и на стене появлялись причудливые изображения, предсказывавшие судьбу участника ритуала. Интересно увидеть чайные предметы из викторианского сервиза, подаренного Бернарду Шоу, после вручения ему Нобелевской премии. Уникальная бульотка «Паровоз» и часть чайного сервиза из серебра рассказывает о жизни польских аристократов (из поместья князей Радзивиллов) . Чайники, кофейники, бульотки, молочники в стиле ар-нуво конца 19 в. - начала 20 в. из Голландии, Италии, Германии, Франции, Англии поражают своим изяществом, богатством декора. Значительная часть экспозиции посвящена России. На Руси приверженцами старообрядческой традиции не приветствовалось чаепитие. Так в 18 в. сложилось сообщество, отвергающее чай как напиток и призывающее пить только исконно русские напитки: сбитень, травники, медовухи и пр. В экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие об этом. Например, перстень-печатка 18 в., на котором изображены черти, пьющие чай. Такие перстни носили те, кто осуждал эту традицию. Особое место занимает часть экспозиции, посвященная чайникам, самоварам и другим водогрейным сосудам 19 в. – времени, когда чай поистине становится повсеместным, национальным напитком. Его пили везде: во дворцах, ресторанах, трактирах, в купеческих семьях, деревенских избах. Уникален самовар «куб» Ивана Пушкова ( 2-я пол. 19 в., коллекция С.П. Калиничева). Этих самоваров практически не осталось у нас в стране, или дивный по красоте мельхиоровый посеребренный самовар «баран» Александра Кача, инкрустированный костью, удивительный сбитенник ручной работы неизвестного мастера к. 18 в. и многое другое. В экспозиции представлены предметы чайного сервиза н. 20 в. из «Грандъ Отеля» из тех самых комнат, в которых довольно долго время жил знаменитый поэт, композитор и исполнитель Александр Вертинский. Потрясает своей драматичностью история, связанная с удивительным чайником из гильз времен Гражданской войны 1919 г. (коллекция Л.И.Бендас, г.Новокузнецк). Солдат, вернувшийся живым с фронта, из оставшихся гильз, выплавил чайник, кружки и подарил своей невесте, дождавшейся его с войны. Водогрей времен обороны Ленинграда был найден поисковиками во время раскопок одного из блиндажей, а прейскурант чаев Кадушкина (19 в.), вложенный в старинный томик А.С.Пушкина был вывезен по «дороге жизни» из умирающего города. Сейчас они хранятся в семье как реликвия. Чай пили все - даже вожди пролетариата. «Историко-музейный комплекс в Разливе» сохранил самовар и чайник вождя пролетариата В.И. Ленина во время его жизни в Разливе. Его тоже можно увидеть на выставке. Уникальный гость и участник выставки - Владимир Башкин (Н.Новгород) – единственный мастер самоварного дела у нас в стране. Именно его руками был создан самовар, подаренный Патриарху Всея Руси Кириллу. С искусством замечательного мастера можно познакомиться на нашей выставке. Один из разделов выставки посвящен старинной чайной упаковке, коробочкам и коробам. Впервые будут представлены пломбы чайных коробов 18-19 в.в. (коллекция историка И. Соколова), дореволюционные и первых лет Советской власти фантики конфет коллекция И.Смиренного), старинные вывески известных чайных домов, дореволюционная упаковка (коллекция Л.Лифлянда). Чай, чайники, сама традиция вдохновляет и сейчас. Студенты художественных ВУЗов разработали и представили оригинальную дизайнерскую упаковку. Экспозиция насчитывает более 300 экспонатов и связанных с ними историй. Сопровождает выставку богатый иллюстративный и исторический материал. В выставке принимают участие Культурное представительство при Посольстве республики Иран в РФ и Культурный центр при Посольстве Азербайджан в РФ, которые продемонстрируют свои традиции чаепития. Чайник, самовар – это предметы коммуникации, общения, символы гостеприимства, которые хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение. Как когда-то в старину, так и сейчас мы собираемся за чайным столом с семьей, друзьями. Мы приглашаем вас всех «гонять чаи» в Леонтьевском пер., д.7, знаменитом доме, славившимся своими чаепитиями, которые устраивал знаменитый наш соотечественник – русский купец, меценат, покровитель искусств С.Т. Морозов. На выставке будут представлены мастер-классы по традициям русского, японского, азербайджанского чаепития. Ждем Вас, дорогие друзья! Наш адрес: Леонтьевский пер., д. 7. Проезд - м. Пушкинская, Тверская, Чеховская, Охотный ряд, Арбатская. Аккредитация по телефону: (495)691-95-63, 8-916-854-53-19. E-mail: irisol@rambler.ru , solira-96@yandex.ru
|
|
| |